К слэку у меня двойственное отношение.

Важные преимущества слэка

За что я люблю слэк, так это за треды. И за реакции. Треды позволяют поднять сразу несколько тем (по одной теме на сообщение, это важно) и потом обсудить их в отдельных тредах. А реакции позволяют не писать "ок", "спасибо", "увидел", "+" и подобное, дабы не отвлекать собеседника. Крайне полезно.

Маленькие недостатки слэка

Он кушает ресурсы. Сколько точно - трудно сказать. При старте 200-300 Мб оперативки, что достаточно мало, но при долгой работе вроде как гиг уходит.

Он стоит денег. Да, можно пользоваться бесплатным тарифов, но там есть ограничение на количество хранимых сообщений.

Стабильность. Иногда есть проблемы со звонками, нельзя взять трубку или дозвониться, не слышно или не видно. Но это я видел у всех конкурентов.

Ни один из этих недостатков не является критическим. Платить деньги - нормально для хорошего корпоративного сервиса, а ресурсы и стабильность у всех не очень. А вот и реально критичный недостаток:

Критический недостаток слэка

Он привязывает к себе. Причем привязывает хорошими и правильными вещами, теми же тредами и реакциями. А также интеграциями, нотификациями, ботами и API. Но хоть это вещи и хорошие, они не позволяют быстро перейти на другой сервис.

Одна радость, недавно перешли с Jira на Trello и чаты в слэке сильно разгрузились. Почти всё общение по работе наконец-то перешло в коменты к задачам.

Альтернативы

Первый критерий, который мне хочется учесть при выборе альтернативы - возможность работы через мультипротокольный мессенджер, вроде Miranda IM или Pidgin. А это и открытый протокол, и плагины, и полный контроль. Но не уверен, что такое сейчас возможно. Каждый современный мессенджер работает через свой клиент и имеет несовместимые с другими фичи.

Старый добрый Jabber. Можно забесплатно и безопасно поднять свой сервер. Куча клиентов на любой вкус, без Electron и очень экономных в плане ресурсов. Возможно есть проблемы на смартфонах, для них он не оптимизирован, но это не точно. Проблемы с аудио-видео звонками. Ни разу их не пробовал и не знаю, работают ли они и как там с совместимостью разных клиентов. Сложно будет перетащить всех, на разных осях разные клиенты и нужно несколько инструкций. Для слэка никаких инструкций не нужно, просто домен, логин, пароль.

Discord. Оптимизирован для созвона геймеров, это плюс. Одно время у меня он не работал на линуксе, но сейчас норм. Клиент досточно тяжел. Есть хуки для нотификаций, не нужны прослойки-костыли. Есть статья на эту тему: Офис в Discord: почему геймерский софт — лучший вариант для работы большой команды на удалёнке

RocketChat. Пробовали, не зашло. Выглядит как пре-альфа релиз.

Zoom или Meet для созвонов. Например, как дополнение к текстовым чатам в Jabber. К счастью, их можно легко менять, привязка минимальная.